Каким был этот кризисный год для рынка торговой недвижимости и для Вашей компании?
Мы ведем наблюдение за рынком торговой недвижимости с 2003 года, с момента открытия ТК «Сенная», первого профессионального проекта в торговой недвижимости, к реализации которого мы также имеем самое непосредственное отношение. За этот период 2009 год был самым слабым. Но есть и позитивные вещи. Одно из главных событий прошедшего года — открытие Дома Декора. Это — единственный введенный торговый центр. Были расширения, реконструкции, но Дом Декора является единственным новым объектом, вышедшим на рынок в 2009 году. Другим важным событием рынка является приход крупнейшего западного ритейлера H&M.
Для нашей компании этот год был вполне успешным. Летом мы запустили Дом Декора, полноценно заработал МФК «Толстой Сквер», активно шло продвижение еще одного проекта под нашим управлением - Дизайн Центра «АУРА».
Какова специфика объектов, находящихся в управлении АйБи Групп?
АйБи ГРУПП сейчас управляет 5-ю торговыми центрами, из них 4 — действующих и 1 строящийся – ДЦ «АУРА». Дизайн Центр «АУРА» планируется к открытию весной этого года, но уже сейчас ведется огромная работа по продвижению комплекса, по представлению его потенциальным посетителям и будущим участникам проекта. Специфика объекта заключается в его специализации – это абсолютно новый для Петербурга проект, который объединит архитекторов, дизайнеров и будущих покупателей. «АУРА» расположена на границе города, на Лахтинском проспекте, на нашей петербургской «Рублевке». При таком местоположении и специализации необходимо заранее думать о насыщении жизни центра событиями, которые помогут ему стать успешным.
В каждом своем проекте АйБи Групп старается быть первопроходцем в том или ином формате. ТК «Сенная» – первый европейский торговый комплекс в Санкт-Петербурге; ТРК«Южный Полюс» – первый торговый комплекс, построенный в спальном районе на значительном удалении от метро; ТРК «Румба» – первый дисконт центр; «Дом Декора» – первый торговый центр, в котором сосредоточены магазины, торгующие предметами интерьера и декора и т.д.
Для рынка Санкт-Петербурга формат дизайн-центра является новшеством. Почему АйБи Групп открывает 2 торговых центра в схожем формате?
Интерьерный рынок очень своеобразен и интересен. И нельзя однозначно сказать что АУРА и Дом Декора – схожие форматы. Один проект, помимо посетителей, ориентирован на дизайнеров и архитекторов, второй – на декораторов. Почему мы выбрали именно эту нишу? Решение было продиктовано рынком. Путем исследований и переговоров с арендаторами, мы пришли к выводу, что этот формат востребован на 100%. Очень многие сетевые компании нас поддержали и выразили удивление — как мы сумели «угадать их желания и планы». Мы поняли - настало время именно для таких проектов (2007 год). Тогда же получили «Carte blanche» от операторов, было подписано много контрактов. И если бы не кризис, то и Дом Декора был бы открыт раньше на полгода, и «АУРА» уже принимала своих посетителей. Из-за кризиса очень многие заранее достигнутые договоренности распались, поскольку компании не смогли найти средства для расширения своего бизнеса. Тем не менее, Дом Декора вышел на рынок, хотя нам пришлось приложить к этому максимум усилий и возможностей. На место выбывших операторов заново подписывался второй, а то и третий контракт. Кроме того, своеобразным и удачным решением стало создание собственного салона«19 талантов». Его открытие помогло убедить арендаторов, что управляющая компания «Толстого Сквера» и собственник верят в свой проект.
Оба проекта выводятся в кризис, сказалось ли это на заполняемости, сроках ввода? Кроме того, ДЦ «Аура» довольно масштабный проект, как удается сделать его успешным в такой непростой период?
По Дому Декора у нас несколько дат открытия: 7 июля 2009 –начали работать 2 и 3 этажи – критерием была заполняемость более 50%, которую центр достиг на тот момент. В октябре состоялось торжественное открытие Дома Декора при заполняемости в 80%. Сейчас она составляет 93 %, т.е. осталось вакантными несколько помещений. Но «случайных» магазинов там не будет. Мы очень жестко придерживаемся общей концепции, в настоящее время ведем переговоры с несколькими компаниями, работающими в этом сегменте.
Что касается Дизайн Центра «Аура», действительно, основная трудность состоит в том, что такой масштабный проект приходится выводить на рынок в кризис. Положительным моментом является то, что проект сосредоточен «в одних руках», и руководство компании «Эталон-ЛенСпецСМУ» не меняет своей позиции относительно формата и объема будущего торгового центра.
Уже чуть больше года назад состоялся первый вечер знакомства Петербурга с «АУРОЙ». Это было очень важным событием — общественность смогла увидеть и осознать, что проект находится в высокой степени готовности, увидеть и поверить в «АУРУ». Положительно отразилось на реализации проекта заключение договора с фондом Баухаус Дессау о создании некоммерческой организации «Международный Форум Дизайна», поддержка нашего проекта петербургским отделением Союза Дизайнеров России. Сыграл свою роль и летний ландшафтный проект ParKing, который был организован вокруг будущего комплекса. Так что, несмотря на кризис, рынок ждет открытия Дизайн Центра «АУРА» весной 2010 года, как это и было запланировано. Сегодня заполняемость комплекса по подписанным договорам составляет уже более 50%. Наш успех по Дому Декора также вселяет оптимизм в наших коллег операторов в том, что и в проект «АУРА» будет успешным.
Какие изменения произошли в других объектах, находящихся в управлении «АйБи Групп»?
В 2009 году мы смогли в кратчайшие сроки создать небольшой мебельный центр на освободившейся площади в ТК «Юго-Запад», после ухода одного из якорных арендаторов — «Санта Хаус». Перед нами стояла задача на площадь в 3 500 кв.м., занимаемую ранее гипермаркетом, разместить нечто для восстановления доходности объекта. Успешным решением стало создание мебельного центра«ЕвроРосМебель», объединившего около 20-ти компаний, причем он был создан в удивительно короткий срок – за 1,5 месяца. Открытие центра состоялось 9 декабря 2009 года.
Одним из знаковых событий уходящего года считаю появление на рынке нашего салона «19 талантов», где мы собрали лучшие мастерские Санкт-Петербурга. В основе салона «19 талантов» находится идея популяризации традиционного ремесленного производства. Нам показалось это интересным, тем более, что Петербург славен своей школой мастеров. Мы заключили договора с 60 различными мастерскими, пригласили кураторов – которые ведут отбор мастерских и их работ, и открыли два магазина на втором и третьем этаже «Дома Декора».
До наступления кризиса, у мастерских было много заказов, главным образом они вели реставрационные работы в различных музеях, соборах, а частные заказы занимали небольшой объем. Теперь ситуация изменилась коренным образом, объем государственных заказов существенно сократился и участие в проекте «19 талантов» для многих из них является приоритетным направлением. Таким образом, наш салон позволяет уникальным петербургским мастерским выживать и развиваться в кризис.
Формат дизайн-центра востребован арендаторами
Анна Панова
Формат дизайн-центра востребован арендаторами
16.11.2009
Дом Декора является единственным новым объектом, вышедшим на рынок в 2009 году. Другим важным событием рынка является приход крупнейшего западного ритейлера H&M.