О развитии рынка торговой недвижимости в 2011 году рассказывает управляющий партнер АйБи ГРУПП, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Юрий Борисов:
— В 2011 году все сегменты коммерческой недвижимости восстановились после кризиса. Естественно, в разных регионах – по-разному. В Москве это восстановление произошло раньше — не в 2011 году, а уже в конце 2010 года. Но чтобы оценить уровень восстановления — интереснее посмотреть не на столицы, Петербург и Москву, а на то, что происходит в регионах нашей необъятной страны. И очень позитивный знак 2011 года в региональном девелопменте - дальнейшее развитие сетевых и несетевых торговых центров. В ряде регионов это были выдающиеся открытия, много проектов либо окончательно вышли на финишную прямую, либо открылись. Еще большее количество проектов в 2011 году стартовало.
Эта активность ясно показывает, что розничный ритейл продолжает развиваться, федеральные операторы стремятся стать больше и эффективнее. Следующие шаги в развитии предприняты ритейлерами в двух направлениях: с одной стороны — за Урал, а с другой стороны — в города с численностью населения меньше 500 тысяч человек.
Усилилась конкуренция между продуктовыми сетями, которые по определению имеют гораздо больший со всеми остальными резерв показателей выручки и масштабы бизнеса, а также – рост доходности, позволяющие развиваться все быстрее и рассчитывать на новые сделки, слияния и поглощения.
Интересной особенностью 2011 года стало также то, что появилось существенно больше детских форматов. Раньше этому сегменту развлечений и образования девелоперы торговых центров уделяли гораздо меньше внимания в силу, с одной стороны, низкой доходности, а с другой стороны, просто в силу отсутствия тех операторов, которые готовы были развивать такой бизнес. В первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге, состоялось открытие целого ряда детских проектов в составе торговых центров. Это я также считаю знаковым для развития нашей отрасли.
Для АйБи ГРУПП 2011 год стал годом нового массированного выхода на региональные рынки, сегодня компания активно ведет проекты в четырех региональных центрах. Кроме Санкт-Петербурга, это Псков, Петрозаводск, Иркутск.
Мы усилили свои позиции и в сегменте «fee-development».