На Невском проспекте друг напротив друга стоят два торговых центра. Памятники архитектуры и памятники торговой недвижимости.
Первый из них - знаменитый «Гостиный двор», который появился на Невском более 230 лет назад. Сейчас «Гостиный двор» состоит из одной длинной сети магазинов, соединенных сквозным проходом почти по всему параметру здания. Раньше было по-другому: каждый магазин имел свое отдельное помещение, отделявшееся от соседних лавок капитальными стенами. Всего в старом «Гостином дворе» было почти 300 торговых лавок. У каждой лавки сидели зазывали и заманивали покупателей внутрь. Тесно, темно и громко – так коротко можно охарактеризовать главный торговый центр имперской столицы.
«Гостинка» просуществовала в своей исключительности около 60-ти лет, пока на главном проспекте города, ровно напротив не был открыт новый магазин. В наше время «Пассаж» совершенно точно получил бы статус инновационного проекта: во-первых, новые строительные технологии, во-вторых – новая торговая концепция.
Действующие лица и исполнители
Сначала предыстория. Место на Невском 48 вовсе не было пустырем и к 1846 году - началу строительства нового магазина — здание, находившееся по этому адресу, имело свою историю. При императоре Александре Павловиче дом принадлежал княгине Вяземской, которую в свете прозвали «теща дипломатического корпуса». Княгиня удачно выдала замуж двух своих дочерей за иностранных посланников – одну за сардинского, другую за датского. При ее внучке, графине Елене Влодек квартиры в доме стали сдаваться внаем. И один из постояльцев навсегда останется в русской истории. Голландский посланник барон Геккерен снимал апартаменты в доме № 48, где проживал со своим приемным сыном Жоржем Дантесом и его супругой Екатериной Гончаровой. После трагической истории с дуэлью, Дантес покинул Россию вместе со своей женой, а чуть позже уехал из страны и барон.
В 1845 году дом покупает аристократ, граф Яков Иванович Эссен-Стенбок Фермор. После покупки участка он подает главному управляющему публичными зданиями генерал-адъютанту П.А. Клейнмихелю следующее прошение: «По прилагаемому плану в приобретенных мною домах… желая устроить с Невского проспекта крытую проходную галерею наподобие лондонских и парижских пассажей, для размещения в ней жилых покоев, всякого рода магазинов и торговых заведений, концертного зала, зимнего сада, хоров для музыки… всепокорнейше прошу Ваше Сиятельство позволить мне означенную постройку...»
Из данного документа можно сделать однозначный вывод – у вдохновения Якова Ивановича был точный адрес – Европа, а именно — Париж и Лондон.
Архитектурные инновации 19-го века
Первые пассажи появились в Западной Европе в 1830-40 е годы. Именно тогда строители начали активно использоваться сборные металлические конструкции, а развитие стекольной отрасли сделало возможным промышленное производство больших стеклянных полотен с относительно низкой стоимостью. Используя новые техники прозрачных перекрытий, можно было соорудить проход ( фр. passage) между двумя улицами, в котором разместились бы магазины, причем параллельными ярусами друг над другом. Во-первых, такая организация пространства давала громадную экономию места в стремительно растущих и уплотняющихся европейских городах, и, во-вторых, прозрачные крыши позволяли экономить на освещении: значительную часть суток достаточно было естественного света. Первым таким пассажем в Европе стала Орлеанская галерея в Париже.
К 30-м годам 19-го века пассажи появляются по всей в Европе и приходят в Россию. «Пассаж» на Невском – отнюдь не первый в российской империи, за 10 лет до него по принципу «торговый пассаж» в Москве была построена галерея князя М.Н.Голицына. Да и первым «Пассажем» в Петербурге, был вовсе не торговый центр на Невском, а так называемый Щукин двор — рынок для торговли живностью, дичью, фруктами и прочим, который был построен в 1841 -1842 годах на углу ул.Садовой и ул.Чернышева (Ломоносова) и представлял собой около полусотни каменных лавок, расположенных в две линии, которые соединила общая крыша. Постепенно в городе появилось множество торговых сооружений подобного типа, но название «Пассаж» закрепилось только за одним из них.
Инновация подобных построек для того времени состояла в том, что в архитектуре стало возможным обнажение конструкции: несущих металлических частей, деталей крепежа. Хотя такие сооружения как крытые рынки или большие оранжереи в строгом смысле и не считалось тогда архитектурой… Только через 100 лет появится конструктивизм со своей строгой геометрией, лаконичностью форм и функциональным проектированием.
Медленно и дорого
Первоначальный проект, разработанный выучившимся в Европе поляком Рудольфом Желязевичем, предполагал простую переделку уже существовавшего здания. Архитектор, несомненно, ориентировался на заграничные образцы, но в его варианте предполагалась лишь внутренняя перестройка здания. Но архитектор предполагает, а власть располагает. Император Николай I, любивший лично вникать в проблемы, порекомендовал устроить проход прямо посередине участка, что и было сделано. Такая симметрия, вероятно, выглядела более выигрышно, но существенно замедлила строительство и, самое главное, сделала его кошмарно дорогим. Для выполнения требования дом пришлось снести, а графу — взять заем в 240 тыс. рублей, чтобы завершить начатое.
Открытие нового столичного магазина состоялось в солнечное майское воскресенье 1848 года. Молебен с водоствятием, музыка сразу двух оркестров – струнного и духового, пение хора московских цыган Ивана Васильева. Не обделили и строивших Пассаж рабочих: для них на верхней галерее накрыли стол с вином, пивом и закусками. Первые 3 дня в новый торговый центр пускали только за плату – 50 копеек серебром, что сравнимо со стоимостью билетов на галерку на представления в ведущих императорских Театрах Северной столицы.
На что же шли смотреть желающие?
Новая концепция
«Пассаж» — новая концепция и философия торгового помещения для середины XIX века. В то время в Петербурге насчитывалось около 12 тысяч торговых предприятий. Самым крупным был «Гостиный Двор», объединявший под своей крышей более 300 торговых заведений. Но темнота и теснота, о которых мы уже упоминали выше, плюс нечистоплотность торговцев приводили к тому, что фешенебельная публика предпочитала иностранные магазины отечественным. Аристократам и богатым людям явно требовались «свои» торговые ряды — европейского образца. «Пассаж» фактически стал первым торгово-развлекательным комплексом, объединив магазины, кафе, развлекательные заведения. Публика шла в новый торговый центр не только за покупками. Под одной крышей с магазинами в «Пассаже» работали кафе, ресторан и концертно-лекционный зал. В новом магазине устраивались выставки восковых фигур, монстров и уродов, размещался зверинец с обезьянами, редкими птицами и огромным крокодилом. Здесь так же были бильярдные, «механический театр», разнообразные панорамы и диорамы.
Новый магазин поражал посетителей своим великолепием: «Пассаж» освещался восемью сотнями газовых рожков, имел на высоте 22 метров стеклянную крышу площадью 1900 квадратных метров, длину 180 метров, ширину прохода около 8 метров, на каждом из двух его этажей размещалось по 56 магазинов и лавок, кругом сверкали зеркала в бронзовых рамах и тщательно натертый паркет. В здание провели водопровод, на всех этажах были ватерклозеты. На третьем этаже находились конторские помещения и жилые квартиры, винтовая лестница вела в концертный зал.
«Пассаж» - первый в Петербурге пример столь протяженного светового покрытия.
Увы, при всем своем великолепии, «Пассаж» не принес графу быстрых доходов. Говоря современным языком, у нового торгового центра не было проблем с трафиком, но были проблемы с заполняемостью и выручкой. Журналисты, посетившие магазин вскоре после открытия, не преминули отметить «множество посетителей и пустые лавки». Учитывая вкусы потребителя, граф не учел интересы арендаторов. К моменту открытия из 168 магазинов была арендована только треть. Российские купцы не желали перебираться в новое здание, поскольку лишались, например, возможности рекламировать свой товар привычным образом. И долгое время основными арендаторами были иностранцы. Впрочем, петербургские купцы не торопились арендовать светлые и просторные галереи с ватерклозетами и по другой причине: обвешивать, обмерять и обсчитывать при свете труднее – следовательно, падает рентабельность! «Европейский» проект графа столкнулся с русскими традициями торговли.
«Пассаж», к которому приклеилась обидная кличка «Туннель», начал терпеть финансовый крах и, если бы не новое вмешательство императора Николая, освободившего предприятие от уплаты городских налогов сроком на десять лет, был бы продан за долги. Тем не менее Стенбок-Фермор оптимизма не терял. По его расчетам, основная прибыль должна была поступать от аренды (331 рубль в год с одной точки). И действительно, постепенно торговые площади заполнились арендаторами, детище графа-предпринимателя стало приносить стабильный доход. Но расплатиться с долгами «за Пассаж» граф так и не смог, в 1853 году вдова его младшего брата, а «по совместительству» - главного кредитора, — Надежда Алексеевна Барятинская потребовала деньги вернуть. В итоге «Пассаж» она купила почти за бесценок.
Первая перестройка
При новой хозяйке «Пассаж» закрывается на реконструкцию. Причиной такого шага послужил пожар, который случился в здании в начале его юбилейного 50-го года существования. «Пассажу» предстояла не только реконструкция фасадов и интерьера, но и глубокая техническая модернизация. Штатный инженер торгового центра Сергей Козлов произвел в 1900 году капитальную перестройку: здание стало выше на этаж, украсилось строем пилястр с антаблементом и аттиком над ними. Главный фасад, облицованный радомским песчаником, получил ныне существующий портал. Концертный зал, как и предполагалось в первоначальном проекте, стал театром, на его фасаде по Итальянской улице в 1902 году появилась выступающая галерея. Помимо бессчетных усовершенствований в интерьере и отделке, в здании на Невском 48 был установлен самый большой в те времена лифт, электростанция для освещения и обогрева, а также реконструирована стеклянная кровля. Сразу после нового открытия здесь разместилось петербургское отделение французского банка «Лионский кредит». По-прежнему работали магазины, рестораны и кафе - о особенно популярна стала подземная кофейня.И до и после перестройки одной из главных достопримечательностей был театральный зал. В него захаживали Горький и Чехов, здесь работала Вера Комиссаржевская, тут плясала и пела оперетта.
Понятие моды было неотделимо от «Пассажа». Торговый центр хорошо чувствовал перемены, мгновенно отзываясь на них. Регулярно открывались новые отделы — фотоаппаратов, граммофонов и пластинок. Но наряду с ними увеличивалось количество специализированных точек (в 1915 г. в универмаге работало 9 шляпных магазинов). Теперь торговый дом приносил до 200 тыс. рублей чистой прибыли.
После революции магазин национализировали. Открылся он в 1922 г., когда в марте заработали первые 10 магазинов, в ноябре их было уже 34.
В 1933 году, после окончательной национализации, уже в качестве государственного образцово-показательного универмага «Пассаж» претерпел очередную реконструкцию: по проекту знаменитого конструктивиста Ноя Троцкого галереи стали анфиладными, а посередине были устроены лестницы и мост-переход.
С 1961-го года «Пассаж» стал первым в СССР предприятием, специализирующимся на торговле товарами для женщин.
В конце 20 века «Пассаж» стремится не только сохранить свое архитектурное наследство, но и во многом вернуть ему первоначальный облик, искаженный неоднократными переделками: в 1992 – 1994 годах торговые залы украсили люстры и плафоны, изготовленные по историческим рисункам. Открылся супермаркет площадью более 700 кв. метров.
Новое время
Реновация исторического торгового дома «Пассаж» на Невском проспекте 48 стартовала в конце 2013 году. За это время не закрывая торговый комплекс, осуществили масштабные ремонтные работы: провел гидроизоляцию цокольного этажа и укрепление фундамента, перенес инженерные системы, установил лифты, разработал новую концепцию «Пассажа». Сделав паузу после девальвации рубля, Jensen Group (инвестиционная компания, которая приобрела торговый центр в 2011 году) продолжил работы по приспособлению «Пассажа» к современному использованию и начал переговоры с новыми ключевыми арендаторами.С 2013 года компания ООО «АйБи Девелопмент» оказывает услуги по строительному контролю на данном объекте. Наша зона ответственности— технический надзор за ремонтными работами на мансардном этаже, заменой инженерных коммуникаций, а также за выполнением гидроизоляции подвалов. Кроме того, нами осуществлялся строительный контроль в ходе реставрации фасада, выходящем на Невский проспект.