Важной предпосылкой для возникновения коворкинга стало появление так называемого креативного класса, распространение удаленной формы работы и тенденция к аутсорсингу во многих профессиональных областях.
Никогда в истории, в абсолютном или относительном числе, не было столько людей, которые бы занимались своей работой неограниченно и независимо. Все больше и больше компаний передают часть своих работ подрядчикам. С ноутбуком, смартфоном и доступом в Интернет человек может работать практически из любого места, и это сократило необходимые затраты на запуск собственного малого бизнеса. Особенно, когда самый важный актив находится внутри его головы — идеи и знания. Поскольку знание играет все более важную роль, а люди со специальными навыками и компьютером могут быстро стать независимыми, новая эра удаленной работы особенно подходит для творческих работников. Рабочее время и рабочее пространство часто могут быть выбраны самостоятельно, а местоположение может влиять на производительность и содержание работы.
В традиционных компаниях сотрудники находятся в организованных структурах. Иерархии и рутинные рабочие процессы являются частью их повседневной жизни. Столы и компьютеры предоставляются наравне с коллегами и клиентами. Компания занимается обслуживанием и модернизацией оборудования. Удаленные работники должны строить свои собственные структуры и заботиться о своем собственном оборудовании. То же самое относится к постоянным обновлениям знаний. Не обретая новых навыков, они отстают от своих конкурентов. И здесь на помощь приходит коворкинг.
Коворкинг часто упоминается как термин «сообщество». Но почему люди, которые работают самостоятельно, сами на себя, ищут сообщество? Ответ прост: потому что у них часто бывают те же проблемы. и они могут наилучшим образом их решить в компании таких же как они. Это включает в себя не только преимущества, связанные с совместным использованием инфраструктуры, но также психологическую поддержку и подтверждение собственной значимости, которую человек испытывает в группе. И в отличие от традиционных компаний, в коворкинге можно выбрать тех с кем сотрудничать. О раздражающих персонажах и трудных отношениях можно забыть.
Подключение к сообществу коворкеров является полностью добровольным. Вместо контрактов основой сотрудничества является доверие и взаимная симпатия, как и в дружбе. И как дружба, отношения имеют разные уровни интенсивности.
Таким образом в одном пространстве трудятся бок о бок веб-дизайнеры, программисты, копирайтеры, фрилансеры, предприниматели, а также сотрудники небольших компаний, которым невыгодно снимать целый офис.
Центры коворкинга оборудованы всем необходимым для осуществления полноценного труда. Как правило, помимо рабочего пространства они также включают в себя зону отдыха, кухню или автоматы с едой и напитками, переговорную комнату и собственную библиотеку. Вот и получается «офис напрокат», место в котором можно арендовать как на день, так и и на весь год.
Первые коворкинги открывались как некоммерческие центры в начале 2000-х годов, а со временем у пространств для совместной работы сформировалась устойчивая бизнес-модель.
Основной, а для некоторых коворкингов единственный, источник дохода — платежи арендаторов. Помимо этого, некоторые коворкинги получают средства от проведения собственных мероприятий и выступают площадкой для сторонних организаторов, организовывают питание резидентов, предоставляют им бухгалтерские, юридические и иные услуги. Некоторым коворкингам удаётся привлечь спонсорскую поддержку или инвестиции на развитие.
Коворкинги распространяются по миру. Нередко они занимают постройки и помещения потерявшие прежнее предназначение: заводские цеха, бывшие школы и даже церкви. У нас есть возможность посмотреть, как устроены коворкинг-пространства от Бразилии до Японии.
Мы выбрали пять интересных, на наш взгляд, коворкинг-пространств:
UnBoxed — это коворкинг, основанный в Нойде, Индия, целью которого является создание сообщества новых стартапов, фрилансеров и предпринимателей, которые любят экспериментировать и мыслить.
MTRL Kyoto — это коворкинг-пространство появилось в бывшей типографии в японском городе Киото. Объединяет новейшие технологии с традиционными ремеслами и материалами.
Kolektif House творческое совместное рабочее пространство в Стамбуле, которое обеспечивает творческую и социальную рабочую среду для фрилансеров, предпринимателей и компаний.
Brain Embassy — коворкинг-платформа, которая пытается связать творческий потенциал людей из корпораций, малых и средних предприятий, стартапов и фрилансеров, недавно открыла новый университетский городок в Варшаве.
AKQA — глобальное цифровое агентство, специализирующееся на создании цифровых услуг и продуктов, недавно открыло новое творческое офисное пространство AKQA Casa в Сан-Паулу, Бразилия, которое предназначено для работы на местном уровне для развивающегося творческого сообщества Сан-Паулу, где искусство, наука и воображение объединяются, чтобы поощрять совместный подход к созданию будущего.