История одного объекта: Магазин Купцов Елисеевых 

28.10.2018
Минула эпоха, менялся государственный строй, столица меняла свой статус и имя, исчезала и появлялась частная торговля, а магазин Елисеевых и сегодня хранит традиции прошлого.

Легенда

В холодный рождественский вечер 1812 года Петр Елисеев, крепостной садовник графа Шереметева, внес угощение для гостей — свежую ароматную землянику. Граф и его гости были поражены таким летним деликатесом посреди зимы, и Шереметев спросил, что он может сделать для своего садовника за такое чудо. Петр не растерялся и попросил вольную. Граф сдержал слово, дал вольную Елисееву с женой и сто рублей подъемных — по тем временам огромные деньги. Петр с семьей отправился в Петербург, где проявился его другой талант – коммерческий. Петр Елисеев прославился на весь Петербург благодаря умению удивить самых требовательных покупателей. Начал он с того, что торговал на Невском проспекте поштучно экзотическим по тем временам товаром – апельсинами. Так началась великая история товарищества «Братья Елисеевы».


Спустя несколько десятилетий внуки Петра откроют в Петербурге торговый дом — центр управления всей деятельностью товарищества Елисеевых, который любой желающий может посетить и сегодня. С момента постройки и по сей день «Магазин Купцов Елисеевых» сочетает в себе многогранную концепцию — это не только гастроном, но также рестораны, театр и парадная гостиная для торжественных приемов.

Строительство

Место, которое было куплено под строительство имело скандальную славу. Раньше здесь, по адресу Невский проспект, дом 56, располагалась знаменитый «Склад русских сыров Е. Кобозева»,  который арендовал народоволец Юрий Богданович, готовя покушения на императора Александра II. Именно из этой лавки вели подкоп для закладки мины с целью взорвать царя при проезде.
Участок был дорогим, что соответствовало главной фамильной черте Елисеевых – всё в их деле должно быть самым дорогим, самым лучшим, самым безупречным.  Если они покупали участок под свой самый главный магазин, то место должно быть центром городской жизни и светских увеселений, перекрестком многих путей.  Широкая купеческая натура не знала полутонов.
Архитектор Гавриил Барановский, которому было поручено строительство, не был чужим для семьи Елисеевых. Он был крестным сыном Георгия Петровича Елисеева и через всю жизнь пронес дружбу с его сыновьями. Елисеевы были чуть ли не первыми, кто решился на откровенный вызов общественным вкусам столицы. Стиль модерн был для всех в ту пору в новинку. Здание и по сей день выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своей роскошной отделкой, витражами и скульптурами на фасаде.



Все работы велись в строжайшей тайне, здание было укрыто деревянными щитами, а рабочие получали плату за молчание. Надо было не просто удивить публику, надо было ее потрясти.
Внутренне оформление торговых залов подчинено законам модерна: изобилие, блеск, отказ от строгих форм в пользу плавных линий и украшение даже функциональных предметов интерьера деталями, напоминающими растительные орнаменты. В архитектуре модерна, культ искусственности, оторванной от жизни красоты, нашел свое выражение в полной мере.



И одним из главных символов искусственности было использование электричества. Электрическое освещение наполнило глубокие темные ниши, подвалы и кабинеты Елисеевского.  В главном зале четыре электрические люстры, украшенные металлическими цветами на гигантских стеблях, давали мягкий рассеянный желтый свет. А центральный  плафон практически парил над пышными джунглями из медных листьев. Не смотря на огромное количество светильников, в зале всегда царил легкий полумрак — дань ар нуво — во всём должна быть волнительная атмосфера загадочности, намёк на тайну. Витражный рисунок под потолком торгового зала, повторял один и тот же рисунок древа жизни, решённый в разных цветовых гаммах. Всё это вызывало атмосферу лёгкого головокружения, иной реальности, на что, рассчитывал и архитектор и Елисеевы.
Завершающим акцентом в решении интерьера первого этажа стало огромное зеркало фасолевидной формы на северной стороне магазина. Вдвое расширяя пространство, оно перекликается с остеклением тамбура, а его форма, характерная для оформления витрин и входов парижских магазинов и ресторанов, является отличительной чертой раннего модерна.



Над зеркальной нишей торгового зала, нависает дугообразный лёгкий балкон с золочёным ограждением. Он выходил в сдержанно отделанную приёмную. В ней, несмотря на оформление стен и витую чугунную лестницу, обстановка была чопорной. Здесь ждали приёма поставщики товаров.
Фасад сверкал огромным витражом, скрывающим то ли несколько этажей магазина, то ли один фантастических размеров торговый зал. Так, во всяком случае, гадал любой прохожий, пока не оказывался внутри магазина. Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей.
Но то, чем больше всего гордились Елисеевы, располагалось вдали от глаз покупателей. В подвале магазина расположился склад и один из лучших винных погребов Российской Империи.
Елисеевы были крупными виноторговцами своего времени. Уже в середине 19 века они разливали по 15 тысяч бутылок вина в день, к началу 20 века семья владела четвертью винной торговлей в стране. Петербургский порт не справлялся с объемами их оборота и братья покупают 3 судна, основав собственный торговый флот и пароходство. Именно поэтому одной из четырех скульптур, установленных на фасаде, станет Меркурий – бог торговли, у ног которого символ покорения морских путей – якорь, а в руках Вулкана, олицетворяющего промышленность, символ судостроения — корабль.



Эти скульптуры «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» – работы партнера и друга Г. Барановского —  А.Г. Адамсона. Скульптурное оформление – это не только символы наступившего нового века,  это образ того что лежит в основе процветания рода Елисеевых: использование последних достижений промышленного производства, постоянное расширение торговых оборотов, применение научных знаний, покровительство искусству.
Само здание было построено с применением новых, только что появившихся строительных материалов – бетона, металлических конструкций, стекла. Во многом это был не только художественный, но инженерный эксперимент. Высокие потолки, огромные витражи – только новые технологии давали возможность для таких смелых решений.  Коричнево-розовый гранит пилонов, погашающих распор арки, спокойный травяной цвет вьющегося металла, игра отражений и бликов огромной арки — противопоставление материалов усиливает их свойства: прочность камня, пластичность и легкость металла и светопроницаемость стекла.
Современники были шокированы необычностью стиля здания. Поэт Георгий Иванов писал: «на Невском, как грибы, вырастали одно за другим «роскошные» здания — настоящие «монстры», вроде магазина Елисеева или дома Зингера».


И тогда, и позже, искусствоведы без тени колебаний скажут, что подобных творений в мире всего несколько: знаменитый универмаг Старая Англия (он был только что построен в Брюсселе), подобный ему парижский дом  «Самаритэн» (La Samaritaine). Такой стиль на рубеже веков стали называть «купеческим модерном».

Новый магазин – новые форматы

Открытие праздновали 7 сентября 1903 года.  Магазин был торжественно освящен, по такому случаю из Казанского собора принесли почитаемую икону Казанской Богоматери.  Кульминацией открытия стало выступление хора, целиком состоящего из членов семьи Елисеевых. Купеческий дом, таким образом, публично продемонстрировал свое единство и мощь.


Кроме новой атмосферы, новых форм прилавков, Елисеевы предлагали своим посетителям и новый формат обслуживания клиентов.Они первыми ввели доставку продуктов под заказ. Можно было заказать нужные продукты, и посыльный в течение часа доставлял их на дом. Естественно, что такая услуга была востребована у состоятельных и знатных покупателей.
На втором этаже здания располагался театральный зал, сдававшийся в аренду.  По задумке Барановского это был зал варьете с круглыми столиками. Только позднее здесь появился партер с классическим расположением кресел перед сценой.
Здесь же разместились банк и коммерческие курсы, основанные Елисеевыми. На современном языке формат магазина можно было смело назвать многофункциональным центром.

Гастроном №1

В советское время магазин назывался «Гастроном №1». В нём всегда можно было купить деликатесы даже во время продовольственного дефицита.
Во время Великой Отечественной Войны в витринах гастронома появились первые в Ленинграде «Окна ТАСС» – агитационные плакаты с призывами к защите Родины. Даже блокадной зимой 1942-1943 на втором этаже шли спектакли Театра музыкальной комедии и Городского Блокадного театра.

Театр фарса, сатиры и комедии

Театральный зал на втором этаже Елисеевского существовал всегда, магазин концептуально был задуман как центр, объединяющий торговлю и развлечения. Изначально театральный зал был создан архитектором Барановским как варьете с круглыми столиками, и был предназначен скорее для празднеств, чем для наслаждения театральными премьерами. Партер с классическим расположением кресел появился здесь намного позднее. Помещение театра оформили в светло-жёлтых тонах и обставили креслами, оббитыми зелёным плюшем. Подъём по мраморной лестнице, ведущей в театр, сопровождался калейдоскопом витражей повторяющих образ мирового древа. А театральное фойе, или белый зал, было оформлено традиционно и сдержанно.



В театре ставились пьесы игривого содержания, салонные комедии и водевили. Кавалеры, приглашая дам на спектакль, обязательно угощали их в Елисеевском свежими фруктами, шоколадом и вином. Так была воплощена концепция, задуманная купцами Елисеевыми, — объединение магазина, ресторана, театра и зала для торжественных приемов под одной крышей в самом центре Петербурга.
Уже через год после открытия театральный зал сдавался в аренду разным театральным коллективам. В начале там работал популярный театр «Невский фарс», а после революции – не менее популярный театр музыкальной комедии Михаила Ксендзовского. В 1929 году помещение было на постоянной основе предоставлено недавно созданному Театру сатиры, а еще через шесть лет в этот театр пришел новый руководитель – Николай Акимов, и его эпоха стала самой яркой, самой славной в истории здешнего театрального зала. Акимовский театр – это знаменитые премьеры спектаклей  по Евгению Шварцу: «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо». Театр работает здесь и ныне и теперь носит имя Н. П. Акимова.

Открытие Магазина Купцов Елисеевых в 21 веке

После долгих лет забытья 8 марта 2012 года «Магазин Купцов Елисеевых», общей площадью 430 кв. м, вновь распахнул свои двери для покупателей. Интерьер был детально восстановлен по эскизам, утвержденным купцами Елисеевыми, и фотографиям 1903 года.
Елисеевский магазин — уникальный объект архитектуры и торговли прошлого века, который стал одним из немногих в мире магазинов-музеев. Сегодня петербуржцы и гости города могут прийти сюда как за необычными товарами, так и для того, чтобы погрузиться в атмосферу прошлой эпохи, прочувствовать, каково это было — жить в царском Петербурге, пробовать редкие деликатесы со всего мира прямо на Невском проспекте, среди блеска золоченых витрин. Здание внесено в федеральный перечень особо охраняемых объектов.
Компания ООО «АйБи Девелопмент» оказывала услуги в ходе реставрации бывшего Малого зала Елисеевского магазина.  На объекте были оказаны услуги Строительного Контроля и выполнены функции Службы Заказчика. Кроме того, ООО «АйБи Девелопмент»  сопровождало оформление всей  юридической  документации по объекту (до момента регистрации в ФРС).

Витрина по проекту Михаила Шемякина


В 2017 году  Елисеевский магазин сделал чудесный подарок городу к Новому году— невероятной красоты витрину с движущимися персонажами сказки «Щелкунчик». Куклы созданы знаменитым театральным художником Михаилом Шемякиным. Вся витрина движется днем и ночью, ангелы подлетают к ярким витражам Магазина Купцов Елисеевых, привлекая внимание прохожих. Главный фасад Елисеевского магазина уже 115 лет украшает Невский проспект, вызывая восхищение петербуржцев и гостей города.

Читайте также:
Какой Пассаж! Старейшему торговому центру Петербурга 170 лет
Парижские пассажи – первые торговые галереи Европы
Никольский рынок. История одного объекта.