Новые технологии в ритейле  

27.02.2019
За последние годы мы уже привыкли к тому, что торговые комплексы – это не только магазины, но и кинотеатры, выставки, детские парки, образовательные кластеры, спортивные залы и даже концертные площадки.

На наших глаза по сути меняется фундаментальное понятие «торговая точка».  Да и сам посетитель торгового комплекса – это не просто покупатель товаров, но прежде всего потребитель услуг.
Происходящие преобразования – это звенья одной большой цепочки глобальных перемен в мире товаров и услуг. И, конечно, важным звеном перехода из прошлого в будущее являются современные технологии. Мы расскажем вам о нескольких таких технологиях, которые сначала вас могут шокировать, но, уверены, что в скором времени вы будете воспринимать их как должное.

 

Ритейл будущего или маячки для шоппинга

Профессиональное сообщество с технологией iBeacon-маячки уже знакомо, внедряется она в России медленно, но в Европе эта система есть практически на всех объектах с большой проходимостью людей. Технологию представила миру компания Apple шесть лет назад.
В чем суть? Apple позиционирует свою разработку как «новую технологию, которая расширяет возможности служб геолокации». iBeacon действительно позволяет в первую очередь организовать Вашу навигацию по помещению, но на самом деле используется в маркетинге как новый мощнейший инструмент продвижения товаров и услуг непосредственно на месте, т.е. как только вы переступаете порог торгового комплекса.
Retail beacons — это миниатюрные беспроводные радиопередатчики, которые транслируют постоянный сигнал на ваши смартфоны. Сигналы преобразовываются на ваши экраны в виде интерактивной карты местности, на который для вашего удобства обозначены важные для Вас объекты и указана краткая справка о них. Например, в торговом центре вы сразу увидите расположение магазинов и других зон, их названия, и время работы.
Находясь в определенной точке пространства, вы можете проложить удобный для вас маршрут до нужного магазина или зоны отдыха. Бесспорно, технология весьма удобна в больших локациях, и часто, используется не только в торговых моллах, но и на международных выставках. Вам не надо искать девочек-волонтеров с указателями в руках, чтобы узнать, как попасть вовремя на необходимую конференцию или найти стенд партнера в большом выставочном зале.

 

А теперь о важном. Кроме краткой информации, маячки могут посылать на ваш смартфон любую другую информацию. В том числе и рекламную. Причем автоматически, стоит Вам сделать три шага вперед и оказаться у витрины очередного магазина, на экране высвечивается push-уведомление – «Привет, а у нас сегодня акция – два футболки по цене трех ботинок!»
И это не спам! У данной витрины такое сообщение придет именно Вам только потому, что маячки очень четко распознали, что именно Вы подошли к этому месту, и система знает, что именно Вы интересуетесь футболками. К тому же, сообщение пришло именно Вам, потому что технология учитывает Ваши лайкидислайки, вишлисты, последние комментарии в пабликах о футболках и футболе, и то, что футболка зимой Вам понадобилась, потому что вчера Вы купили билет на самолет и через неделю летите в отпуск в теплые края. Ваши вкусы, предпочтения и даже настроение маячки тоже считывают. А всё так просто начиналось…
Кроме того, с помощью маячков управляющие торговых комплексов могут регулярно получать и анализировать реальную статистические данные о поведении людей. Анализировать можно Ваш индивидуальный маршрут, а также общие показатели торговых зон. Маячки всего торгового комплекса «расскажут» о самых популярных маршрутах посетителей, определят «горячие» и «холодные» территории, укажут самые посещаемые места.
Маячки в отдельно взятом магазине могут оказать неоценимую помощь мерчандайзерам – с их помощью можно понять какие выкладки товара работают на все 100%, где находятся «мертвые» зоны и какая акция в каком месте помещения работает эффективнее.

Лицо покупателя как источник информации

Идентификация клиентов с помощью платежной карты или карты лояльности уже устарела. На ее смену приходят новые технологии – клиента необходимо знать в лицо, и узнавать по лицу в момент его появления в торговом комплексе и в конкретном магазине.
Технология сканирования лица, которая анализирует почти 20 000 точек лица, была разработана для служб безопасности, но используется уже во многих отраслях нашей жизни. Например в недвижимости такими технологиями пользуются нотариусы. Ритейл тоже заинтересовался подобными разработками.
Вы зашли в торговый комплекс, какую информацию о Вас считает такая технология с вашего лица? Самое простое что делает такая технология –  сканирует информацию по социальным сетям: ваш профиль, лайки/дислайки, посты, перепосты, страницы и группы, в которых вы состоите, вишлисты и другую информацию. В мире уже есть отдельное направление – профайлинг по социальным сетям. Это он. Профессиональным профайлерам достаточно открыть вашу страницу чтобы по вашему юзерпику определить Ваш темперамент, а по Вашим постам – достаточно подробный психологический портрет.
Что это дает маркетологам? У них прибавилось работы. Если раньше достаточно было запустить одну рекламную акцию для своей целевой аудитории, то теперь предложения нужно делать практически каждому посетителю индивидуально, причем, в тот момент времени, когда он появляется на пороге.
Что это дает вам как покупателям? Разработчики говорят, что с таким индивидуальным подходом, Вы получаете устойчивое ощущение заботы, внимания и любви. С одной стороны Вам предлагают ровно то, что Вы хотите, «угадывая» Ваши заветные желания, а с другой стороны … Вы тратите больше денег…

Персонал магазина и искусственный интеллект

Персонал, который реагирует, подбирает Вам варианты товара по размеру и фасону, сопровождает Вас по необходимости в примерочной и приносит со склада нужную пару обуви не обязательно должен быть человечный. Буквально. «Добрый день! Я Ваш робот-ассистент!»
Робот Oshbot, один из первых представителей технологии роботов-ассистентов. Что умеет?  Говорить на нескольких языках, распознавать и идентифицировать изображения с помощью встроенного 3D сканера, определять «где что лежит» и подводить Вас к необходимому товару. Робот поддержит с Вами разговор, расскажет о товаре, продемонстрирует видео-инструкцию, и сделает Вам индивидуальное предложение.
Такой робот берет на себя функции не только продавца, но и мерчендайзера: он проконтролирует остатки, выкладку товара, найдет ошибки в ценниках и планограммах. Уровень интеллекта такого робота позволяет продвигаться по торговому залу, не толкая покупателей и сбивая дорогостоящее торговое оборудование.
Такие разработки делают возможным весьма футуристическое предположение – еще несколько лет и в магазинах будет преобладать персонал с искусственным интеллектом.



Но если Вас раздражает продавец, будь он робот или человек, который подходит к Вам с риторическим вопросом «Чем могу помочь?», то в будущем для Вас будут открыты магазины без персонала.
Кассы самообслуживания уже внедрены некоторыми продуктовыми сетями. Эта идея продолжает развиваться.
Давайте представим. Вы входите в магазин, где отсутствует персонал. Знакомый нам маячок уже зарегистрировал Вас еще за три шага до двери и отправил вам сообщение о действующих акциях и Вашей персональной скидке на смартфон. Системы и технологии, к которым подключен магазин, уже знают о Вас достаточно, чтобы понимать, что Вам необходимо сначала предложить посмотреть новую коллекцию плащей, а потом показать варианты шелковых шарфиков. Робот предоставляет рекомендации и помогает в навигации. Вы покупаете плащ и шарфик и просто выходите с новинками из магазина. При выходе автоматически с банковского счета производится списание средств. Пока Вы по своему индивидуальному маршруту направляетесь в ресторанный дворик, Вам приходит сообщение о списании средств. Не надо стоять в очередях, не надо тратить время на оформление покупки. Быстро и удобно.
Какое ближайшее будущее ждет ритейл обсуждают часто и много специалисты рынка на разном уровне и в разных странах. Мы будем продолжать знакомить Вас с новыми тенденциями.

Читайте также:
Будущее ритейла
Торговые центры: перезагрузка
Торговые центры, которые удивляют