В нашем новом обзоре попробуем разобраться, что ждет старые рынки, и что такое новый формат рыночной торговли.
Рынки. Наследие.
С точки зрения истории – рынок – это первый торговый центр, и все современные торговые комплексы родом с рыночных площадей Древнего Рима. А если вы хотите посмотреть на один из самых ранних торговых центров, который все еще существует, просто отправляйтесь на Большой базар Стамбула, построенный еще в 15 веке. Это по-прежнему один из крупнейших мировых торговых центров, и он имеет более 4000 магазинов и 58 улиц и не требует никаких реноваций. Другое дело, рынки России, которые достались нам в наследство от СССР – т.е. тесно, грязно и не так доступно по ценам, как хотелось бы.
Задает моду на рынки нового образца Москва. Там четыре года назад стартовала программа реконструкции старых рынков. И уже через два года, в 2017–м в новом образе предстал Даниловский рынок.
В основе обновленного Даниловского рынка (и его последователей) остается торговля свежими и разнообразными продуктами, которая дополняется концептуальными бистро, сезонными ярмарками и гастрономическими фестивалями. Теперь на рынок ходят не только за продуктами, но и для того чтобы перекусить, или полноценно пообедать в корнерах, расположенных по периметру рынка.
Новые рынки старой Европы
По такому же принципу развиваются и европейские рынки. И, не смотря на то, что многие из них являются объектами исторического наследия и потому ограничены в возможностях преобразования, они все равно следуют современной тенденции и постоянно обновляют зоны food&beverage.Масштабное обновление рынков Европы началось в начале этого века. На месте старых, иногда разрушенных продовольственных рынков, которые занимали немалые площади в исторических центрах, стали появляться современные гастромаркеты. За дело взялись крупные инвесторы и известные рестораторы. Формат в Европе прижился, обновленные городские рынки, как в старину, стали городскими центрами, и новыми точками притяжения для туристов.
Рынок Сан-Мигель (Мадрид). Год постройки: 1916. В конце XX в. рынок на центральной площади был в аварийном состоянии. В 2009 году на его месте открылся гастромаркет. Объем инвестиций: 20 млн евро в покупку здания, реставрацию и покупку лицензий. Реконструкция заняла 6 лет. Площадь: 1 200 кв. м. Количество корнеров: 33 магазина, несколько ресторанов и баров. Гастромаркет по настоящий день остается одним из самых популярных рынков в мире.
Гастромаркет Time Out Market Lisbon (Лиссабон) открылся пять лет назад на месте исторического рынка Mercado da Ribeira. Объем инвестиций в четыре раза меньше – всего 5 млн евро. Площадь: 10 000 кв. м. Количество корнеров: 32 ресторана, 8 баров и кафе, 5 магазинов. Посещаемость: 3 млн посетителей ежегодно.
Borough market в Лондоне открылся в 2010 году в лондонском Сити, вблизи Тауэрского моста, на месте рынка, который существует уже более 900 лет. Площадь: 1 600 кв. м. Количество корнеров: более 100 прилавков со свежими фруктами, овощами, мясом, сырами, деликатесами и другими крафтовыми продуктами. Посещаемость: более 4,5 млн посетителей ежегодно.
Подобные рынки есть в Копенгагене, Лиссабоне, Нью-Йорке, Берлине, Флоренции, Роттердаме и ещё десятках городов по всему миру. По сути, в Россию пришел новый формат коммерческой недвижимости, который существует в Европе не первое десятилетие – гастромаркет.
Справка: гастромаркет – это модная концепция, фермерские лавки со свежими продуктами и десятки заведений с качественной кухней под одной крышей, плюс комплекс дополнительных услуг вроде образовательных и досуговых программ, бесплатной парковки и доставки еды на дом. Отсутствие повторяющихся концепций позволяет побороть внутреннюю конкуренцию: в одном месте можно попробовать русскую, европейскую и азиатскую кухни, морепродукты, сезонные смузи и фреши, десерты и выпечку. Популярность концептуального пространства, где можно поесть, приятно пообщаться и приобрести аутентичные продукты, растет: за последние два года в Москве появилось около десяти новых гастромаркетов.
Инвесторы оценивают новый формат как перспективный, и к развитию фуд-холлов подключаются звездные рестораторы, собственники фермерских рынков и управляющие, девелоперы торговых центров. Однако скорого преобразования старых рынков в новые гастромаркеты по всей стране ждать не приходится. Эксперты отмечают несколько причин, которые мешают глобальным изменениям:
Реновация рынка – это дорого и долго, а значит неизбежны потери собственника арендного дохода. Прощу просто подкрасить фасад и ничего не менять
Собственность рынка. Чаще всего городские рынки – это городское имущество.
Неприспособленная архитектура и ветхие коммуникации, что усложняет реновацию.
Фермеры, которые должны быть ключевыми поставщиками таких рынков, не могут на них пробиться – всё в руках перекупщиков.
Для инвесторов эти вопросы не решить в одиночку, необходима помощь на государственном уровне. И пока рынки нового формата – гастромаркеты – возникают на месте бывших заводов либо в торговых центрах.
Новые рынки – цифры и тенденции
Эксперты предоставляют следующую аналитику по рынкам нового формата:- Запуск одного корнера площадью 10 кв.м предполагает инвестиционные затраты в размере 3-4 млн руб.
- Минимальный срок окупаемости гастромаркета в структурах торгово-развлекательных центров около 2 лет; срок окупаемости автономный проект больше – 6 -7 лет.
- Величина арендных ставок находится в зависимости от категории арендатора и предлагаемого ему пакета услуг.
- Арендная ставка будет максимальной, если в нее входят оборудованные торговые места, а также возможность пользования производственными цехами и складскими помещениями.
- Средний чек московских гастромаркетов: 1 200 руб.
- Трафик в выходные дни превышает 12 тысяч человек в день.
Приживется ли новый формат в России и станет ли успешным? Делать какие-либо предположения возможно опираясь только на европейский опыт, где рынки нового типа уже стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Европейские социологи и экономисты новый формат уже исследовали и выявили несколько критериев, соответствие которым обеспечивает успех площадки, это:
- локация
- внутреннее устройство и навигация
- качество продуктов
- качество сервиса
- конкуренция
Еще одна особенности гастромаркетов Европы и США – следование тренду на здоровый образ жизни – рынки нового формата часто становятся местом концентрации культуры осознанного потребления. Лекции о правильном питании, занятия йогой, масер-классы по приготовлению полезных блюд – за этим тоже идут на новые рынки.
Важная функция гастромаркетов— укреплять локальную идентичность того места, где они расположены. На рынках можно приобретать продукцию местных фермеров, так что высокое качество товаров заставляет поссшентителей ещё больше гордиться местом, в котором они живут.
Гастромаркеты идут в регионы
Первый перезапуск городского рынка в новом формате был осенью 2018 года: на улице Ильюшина открыли Долгоозерный рынок с дюжиной кафе и торговыми рядами.В июне 2019 года в Петербурге в режиме технического открытия заработал Василеостровский рынок. Рынок разделили на несколько частей: продуктовый, центральную площадь, где работают кафе и цветочные лавки, и еще почти 900 кв.м заняла гастрономическая часть. Сам рынок и центральная площадь еще ждут своего открытия, рестораны работают ежедневно с 12.00 до 23.00. Готовая еда на рынках – атрибут времени, теперь и в нашем городе есть рынки, на котором можно поесть.
Второй проект этого года в формате гастромаркет — City Food, который открылся в ТРК «Сити Молл». City Food представил 30 корнеров кафе и ресторанов и стал первым гастромаркетом в рамках торгового центра в Санкт-Петербурге.
Эксперты отмечают, что перспективы создания гастромаркетов в северной столице будет только усиливаться. При этом пока Смольный решает вопрос управления и реконструкции старых городских рынков, инвесторы и собственники коммерческой недвижимости рассматривают разные форматы развития: гастромаркет в рамках торговых центров, гастромаркеты на территории бывших промышленных зданий.
В конце августа должен открыться в техническом режиме первый региональный проект нового формата – Гастромаркет «Рынок на Студёной» в городе Владимир. Реновации подвергается не бывший старый рынок, а территория бывшего завода ВЗПО. Общая площадь гастромаркета: 5500 кв.м, на которой разместятся 15 гастрономических концепций, 3 барные концепции, сцена с возможностью размещения 1200 зрителей, площадка для досуга и образования, лекторий, детская зона и коворкинг.
По материалам cre.ru, marketmedia.ru
Холдинг «АйБи ГРУПП» уже 18 лет оказывает услуги по управлению торговой недвижимостью. В портфолио компании больше 30 проектов. Затрагиваем все сферы: от разработки и планирования бюджета до сдачи отчетности о расходе денежных средств.
Читайте также:
История первого торгового молла
Реконструкция промышленных территорий. Часть 1. Креативные пространства на месте бывших промышленных территорий
Торговые центры: перезагрузка