История театрального зодчества в России
Театральное искусство стало развиваться в России позднее, чем в странах Западной Европы, и соответственно, строительство театральных сооружений тоже началось позднее на несколько сот лет. Первый придворный театр Москвы появился в 1672 году, а первый публичный – здание «театральной хоромины» – возвели на Красной площади через 50 лет, в 1702 году.Первые общественные театры Москвы и Петербурга были одноэтажными деревянными строениями. Только со строительством первого Каменного публичного театра в Северной столице (1775-1783гг.) русское театральное зодчество выходит на европейский уровень.
Позднее театры – это парадные, монументальные сооружения, которые строились на открытых площадях, и давали этим площадям свои имена. Пример тому, Большой Каменный театр в Северной столице, Большой театр в Москве.
Большой Каменный театр в Петербурге
В начале 19 века архитектура театров меняется. Городская застройка уплотняется, открытых городских площадей становится меньше. К тому же происходит эволюция театральных жанров - появляется реалистическая драма, с одной стороны, и оперетта – с другой. С отходом театрального искусства от патетики и монументальности (классической драмы, комедии и оперы) театр перестает быть «храмом искусств». Он превращается в «нарядное сооружение» с измельченными формами, характерными для городской архитектуры. При этом назначение здание подчёркивается не обобщенными скульптурными символами – как например фигуры Миневры или муз, — укрощающими театры в период классицизма. Театр «прочитывается» при помощи конкретных скульптурных средств: бюсты драматургов на фасаде театра Апраксина (ныне БДТ им. Г.А, Товстоногова), музыкальные атрибуты на фасадах Консерватории, маски лошадей на цирке Чинизелли.
С изменением облика театрального здания одновременно совершенствуется техника сцены, усложняется ее механизация, трансформируется структура зрительного зала, вызванная новыми условиями его эксплуатации.
Постепенно уходит на второй план ранговый тип театра и заменяется более демократичной формой амфитеатров различного типа.
Михайловский – театр, которого в планах не было
Первоначально на участке, ограниченном Михайловской площадью, Инженерной улицей и Екатерининским каналом строительство театра не предполагалось. Застройка этого участка проектировалась архитектором Карлом Росси как единый архитектурный ансамбль, центральным сооружением которого стал Михайловский Дворец (ныне Государственный Русский музей).Единый облик площади составляют здания Михайловского дворца и Михайловского театра, дом Голенищева-Кутузова, театр Музыкальной комедии, Российский этнографический музей, Большой зал Филармонии имени Д.Д. Шостаковича и отель «Европа».
Росси поставил перед собой грандиозную задачу: создать новый городской ансамбль в классическом стиле, спланировав площадь и две новые улицы, получившие название Инженерная и Михайловская. Зодчий также спроектировал все выходящие на площадь фасады зданий, хотя строились они впоследствии другими архитекторами. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями и бытовыми постройками Третьего Летнего сада, позволила Росси связать новой Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города – Невским проспектом. В результате открылся вид на дворцовый фасад с изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.
Архитектор вел проект крайне тщательно, прорабатывая в эскизах все детали, от чугунной решетки и планировки парка до рисунка на паркете в залах дворца. Расположенную перед ним площадь, по замыслу зодчего, окружали трехэтажные жилые дома, решенные, как и дворец, в коринфском ордере. Первые этажи зданий представляли собой сквозные галереи – аркады, за которыми размещались магазины. Композиция сооружений строилась на ритме и оформлении оконных проемов, балконы подчеркивали входы.
Михайловский театр – вся красота внутри
12 июля 1831 года Николай I подписал указ о строительстве нового Малого театра. Проект был поручен архитектору Александру Брюллову, который работал в стиле позднего классицизма. В соответствии с утвержденной застройкой площади зданию театра придается облик жилого дома. Это категорически отличает его от собратьев по театральному искусству. На официальном сайте Михайловского театра читаем: «Брюллов создал волшебную шкатулку: о том, что за скромным фасадом скрывается театр, можно догадаться лишь по крыше, где за куполом над зрительным залом видна высокая коробка сцены. Весь блеск императорского театра заключен внутри: серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина».Но и с внутренним наполнением этой театральной «шкатулки» Брюллову пришлось нелегко. Малоудобные для театра габариты участка – ширина 38 м и длина 108 м – вызывали значительные трудности при решении планировки театральных помещений, ограничивая размеры зала и сцены, создавая излишние площади в сценической части. В следующем варианте проекта длина участка и самого здания уменьшается до 68 метров, что очевидно, было вызвано экономическими соображениями. Это повлекло за собой сокращение состава и площадей вспомогательных помещений зрительского и сценического комплексов. Зодчий вынужден был отказаться от «зала для писания декораций», обращенного в сторону Екатерининского канала, а также от большого фойе и обширного входного вестибюля под ним, парадные лестницы были заменены более скромными.
Михайловский театр. Фрагмент разреза зрительного зала. Разрез по главной лестнице. План первого яруса. Архитектор А.П. Брюллов.
Брюллов настойчиво ищет и оптимальное размещение зрительских мест. В этом ему помогло детальное изучение западноевропейских театров во время пребывания за границей. Отказавшись от колонн, на которые опирались ярусы, архитектор заменяет их тонкими стойками в первом ярусе и кронштейнами в третьем.
Ложи и кресла амфитеатра сначала были малинового и зеленого цвета. Но в окончательном варианте от зеленого цвета Брюллов отказался, дополнив малиновый позолоченными деталями. Полихромные орнаменты плафона, барьеров и стен воспроизводят мотивы помпейских росписей. Украшением фойе служили скульптуры, установленные у входов с двух симметрично расположенных лестниц, ведущих из вестибюля. Через три арочных проема посетители проходили в зрительный зал, рассчитанный на 900 человек.
В сентябре 1833 года строительство было закончено, 8 ноября состоялось торжественное открытие театра, который в честь брата Николая I был назван Михайловским.
Михайловский театр, наряду с Мариинским и Александринским, управлялся общей дирекцией императорских театров и использовался как дополнительная сцена. У театра не было постоянной труппы и определенного репертуара. В помещении театра выступала труппа Александринского театра, гастролировали постоянно французские и иногда немецкие артисты (в частности, Ф. Л. Гаазе). Когда играли французы, театр называли «театр Мишель», а когда немецкая труппа – «Михель театр».
«Войдемте в Михайловский театр, как здесь светло, как благоуханно, как всё здесь дышит искусством», — писали в «Литературной газете» 16 мая 1843 года.
Рядом с театром расположен дом (площадь Искусств, д. 3), также созданный по проекту Росси. Первым его хозяином был граф Павел Васильевич Голенищев-Кутузов. Человек неоднозначный, причастный к убийству императора Павла I, храбрый воин, сражавшийся с Наполеоном, и царский чиновник, в ранге генерал-губернатора Санкт-Петербурга, участвовавший в комиссии по расследованию заговора декабристов.
Вынужденная перестройка
Для того чтобы начать реконструкцию театра уже через 25 лет после открытия было две веских причины:- Первая. Театр был столь популярен, что перестал вмещать всех желающих – необходимо было увеличить количество зрительских мест.
- Вторая.Театру были нужны условия и технические возможности для постановки опер.
В 1859 году театр перестраивается архитектором А.К. Кавосом.
Зал удлиняется и надстраивается пятый ярус – прибавляется еще 200 зрительских мест. Одновременно переделывается сцена – увеличивается в ширину и глубину. Расширяется артистический и административный комплекс помещений. Созданы вестибюль на первом этаже, два фойе и буфет на втором. В целях пожарной безопасности зодчий заменяет деревянную стену отделяющую зрительный зал от обходного коридора, каменной.
Перестройка театра Кавосом сделала из домашнего, камерного, уютного театра, где шли «комнатные» пьесы, новый театр. Не изменяя наружной формы, архитектор изменил размеры внутренних помещений, количество зрительских мест, и, по сути, изменил репертуар – теперь в театре можно ставить оперы и балетные спектакли.
Однако при реконструкции театральный зал лишился одного из своих основных достоинств – прекрасной видимости со всех зрительских мест, так как выдвинуты портал с ложами заслонил сцену от публики, сидящей в примыкающих к нему ярусах.
Интерьеры современного театра сохранили без существенных изменений отделку бывшего Михайловского театра, выполненную по проекту А. Кавоса. Именно во время этой перестройки в Михайловском театре появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа сил просвещения и наук над темными силами невежества», а золотой декор заменяется на серебряный.
Михайловский театр – часть истории музыкального Петербурга
После реконструкции 1859 года в здании театра на многие десятилетия вплоть до революционных лет обосновалась французская драматическая труппа. Газеты с гордостью писали, что «нигде нет такого замечательного состава, ни в Берлине, ни в Вене, ни даже в Париже, наша французская труппа, без сомнения, — лучшая в Европе». Французские оперетты ставились часто, но оперные спектакли шли редко и устраивались в основном силами Императорской русской оперы (Мариинского театра).Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить оркестр под управлением Иоганна Штрауса, Люсьена Гитри, Матильду Кшесинскую, Федора Шаляпина, труппу Сары Бернар.
После революции иностранные актеры были вынуждены покинуть страну, и для Михайловского театра впервые остро встал вопрос формирования собственной труппы.
В 1920 году театру, как и всем бывшим «императорским», было присвоено звание академического. Труппу возглавлял С. А. Самосуд, чьё творчество принесло театру славу «лаборатории советской оперы». По меньшей мере, три мировые премьеры, в разные годы осуществлённые С. А. Самосудом, вписали Михайловский театр в историю мирового оперного искусства: «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича и «Война и Мир» С. С. Прокофьева.
Со временем все большую роль в театре стали играть не театральные режиссеры, а известные дирижеры: Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Эдуард Грикуров, Юрий Темирканов, Курт Зандерлинг.
В 1989 году театру было присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского, а на сцене главенствующую роль заняла русская классика: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина.
С 2007 года историческое название — Михайловский театр — возвращается на первый план и в официальном наименовании добавляется к существовавшему с 1991 года: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр.
С 2016 г. по декабрь 2017 гг., специалисты нашей компании «АйБи Девелопмент» выполняли функции Строительного Контроля в ходе ремонта и реставрации лицевых, дворовых фасадов и кровли обоих зданий объекта «Михайловский Театр».
Читайте также:
История одного объекта: Магазин Купцов Елисеевых
История одного объекта: Дом Лобанова-Ростовского в Петербурге или «Дом со львами»
История одного объекта: «Дом пушнины»