Чесменский дворец — средневековый замок по заказу Екатерины II
Построен по проекту Ю. М. Фельтена в 1774-1777 годах и под управлением генерал-инженера М. И. Мордвинова, который также был управляющим всей инженерной частью и всеми сухопутными и водными сообщениям России. Комплекс зданий включает в себя Чесменский дворец и церковь, которая появилась чуть позднее. Первоначальное название замка «Кекерико» — финские крестьяне место, где возвели дворец, называли «кекерекексинен», что в переводе с финского означает «лягушачье болото». В официальных документах он именовался «Каменный дворец, что не доезжая Средней Рогатки» — типовое топографическое название XVIII века. Своё современное название дворец получил 27 июня 1780 года на десятую годовщину победы в Чесменском сражении, которую одержал граф Орлов. Именно тогда же появилась и церковь, названная именем св. Пророка Иоанна Предтечи.
Архитектор дворца Фельтен был выдающимся деятелем своей эпохи и высоко ценился императрицей. За Фельтеном к началу строительства Чесменского дворца уже числился ряд крупных архитектурных проектов: архитектор заменял Растрелли на постройке Зимнего дворца и Смольного монастыря, отвечал за строительство гранитной набережной на Неве, участвовал в проекте памятника Петру, построил лютеранскую церковь на Васильевском острове и как раз в эти годы заканчивал возводить Второй Эрмитаж. Примерно в это же время он получил чин надворного советника и стал профессором Академии Художеств. По стилю Фельтен был представителем популярного французского архитектурного течения, названного в честь Людовика XVI — Louis Seize, однако Чесменский дворец принадлежал к иному, менее распространенному направлению, именуемому псевдоготикой. Псевдоготика берёт истоки из Англии, где в это время всё ещё был силён готический стиль, подвергшийся, впрочем, влиянию времени, но сохранивший дух староанглийских феодальных крепостей.
Архитектурные особенности Чесменского дворца
Лонгфордский замокВыбор псевдоготического стиля не случаен — это был замысел самой императрицы, которая напрямую влияла на выбор Фельтена. По задумке дворец должен был походить на средневековый феодальный замок, причём историки предполагают, что Фельтен вдохновлялся английским Лонгфордским замком, у которого он позаимствовал общую конфигурацию, хотя во внешнем облике сооружений особых схожестей нет. Для придания старомодного стиля были введены такие атрибуты, как широкие окопные рвы вдоль усадьбы. В массивных стенах были прорублены готические ворота, рядом с которыми возвышались сторожевые башни. Дорогу и ворота соединяли мосты. Крепость как она есть.
Внутри дворца — вмещались круглые залы на каждом этаже, а самый верхний зал венчал купол. Лестницы в таком сооружение разместились только в двух углах. Сам дворец представлял собой равносторонний треугольник, углы которого гармонично были сделаны в виде башен. Длина каждой стороны 19 сажень, что приблизительно равняется 40 метрам. Здание дворца состояло из двух этажей.
Для придания облика древности наружные стены дворца выкладывали необработанной кладкой из красного кирпича. Окна в башнях походили на бойницы, а стены венчали зубчатые парапеты. На фасаде не было ни лепнины, ни профилировки, из украшений только — полукруглые сандрики над овальными окнами и тонкие наличники. В каждом фасаде был вход, главный разместился на юго-западной стороне.
Однако, грозный снаружи, внутри замок разительно отличался от феодальных сооружений. Здесь как раз важно вспомнить основной стиль Фельтена — направление Людовика XVI, которое представляло собой французскую изящность и лёгкость, оформленную архитектурно. Ярким образцом интерьера дворца служит лестница Чесмы — один из самых удачнейших замыслов Фельтена. Стоит также отметить декор в башнях, он был сложным с обилием лепки, цветных гирлянд, панно и фонарями, оформленными в необычных переходах. Особый декор был в парадном купольном зале, где использовался разноцветный мрамор и темнодубовые двери.
Важнейшей достопримечательностью дворца была коллекция красочных портретов европейских королей и королев тех времён — она занимала центральную залу и десять комнат рядом. В верхней части стен в мраморе были отлиты все правители от Рюрика до Елизаветы Петровны за авторством Ф. И. Шубина. Такая коллекция намекает на желание Екатерины увековечить свой род и более того создать подобие родового замка. Видимо это желание найти себе место среди древних корней и послужило причиной выбора старомодного стиля для внешнего оформления дворца. Успех Чесмы стал началом интереса к готическому стилю среди помещиков, в том числе и провинциальных.
Перемены в жизни дворца
Статус увеселительного замка продлился недолго. В 1769 дворец был отдан Думе Георгиевских Кавалеров военного Ордена Святого Георгия Победоносца. Манифестом в 1782 году Думе позволили иметь в Чесме дом, архив, печать и особую казну. Заседания Думы проводились в центральном круглом зале на втором этаже. Организация занималась собирание материалов о подвигах и оказанием поддержки военным ветеранам тех времён.
После смерти Екатерины дворец пришёл в запустение. Следующий император Павел I в 1799 году передал здание Капитулу ордена Святого Иоанна Иерусалимского (являясь сам магистром этого ордена). Здесь планировалась больница ордена. Однако собранная для экспертизы комиссия не нашла помещение пригодным для этих целей, поэтому в том же году Павел вернул помещение придворному ведомству. Дальнейшая судьба дворца была богатой на события — изменился как внешний вид, так и статус.
В 1812 году по велению Александра I в нижнем этаже одной из башен организовали зимнюю церковь; сюда перенесли иконостас бывшей походной Троицкой церкви из Зимнего дворца, по легенде иконы эти были созданы сестрой Бориса Годунова — царицей Ириной. В 1814 году часть стен замка была отштукатурена, что сильно изменило изначальный вид сооружения.
До 1830 года Чесма всё больше приходила в запустение, лишь ненадолго в нём было организовано временное пребывание воспитанниц Елизаветинского института. Тем не менее указом Николая I в 1830 году Чесменский дворец был отдан под нужды инвалидов войны, по сути превращён в богадельню под попечительством великого князя Михаила Петровича. Богадельня рассчитывалась на 16 офицеров и 400 военных чинов. Для реконструкции дворца под данную задачу, был привлечён архитектор Военного ведомства А. Е. Штауберг, который отличился большими стройками в Петербурге, Новгороде и других городах, и уже имел опыт реконструктора — именно он превратил здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербургский императорский университет.
Штауберг первым делом пристроил к дворцу три двухэтажных флигеля со всех трёх углов здания. К этим флигелям были также прикопаны новые рвы. Один из корпусов отвели обер-офицерам, другие два — солдатам. В одной из угловой башен дворца был организован телеграф. Были также сняты зубчатые парапеты и возведены купольные перекрытия. Это значительно упростило замысел Фельтена. Бойницы в стенах дворца заменили на треугольные аттики с двуглавыми орлами.
На следующем шаге Штауберг построил служительские каменные дома, территория была покрыта булыжником, а два запасных въезда времён Фельтена были ликвидированы как ветхие и ненужные. Перед замком разбили парк и вырубили дикие деревья. Не менее масштабные изменения произошли и внутри дворца. Там были организованы новые лестницы в конце каждого корпуса, на первом этаже появились столовые, комната для дежурного офицера. Зимняя церковь была перенесена на второй этаж в Георгиевский зал и в ней был установлен новый иконостас, который оттенял одну из красивейших стен дворца (был заменён в 1871 году, после того как сгорел в ходе пожара). Мраморные барельефы со стены были сняты и транспортированы в Оружейную палату Московского Кремля. Портреты царственных особ вывезены в Гатчинский дворец и Эрмитаж.
Чесма продолжала оставаться местом воинской славы и регулярно каждый год собирала тысячи людей на «морское торжество» 24 июня, в день годовщины славной победы в Чесменской бухте.
Пост-имперское настоящее
Богадельня была закрыта весной 1919 года. До 1922 года здесь был организован лагерь принудительных работ, именуемый «Чесменкой». Рождественская церковь была также закрыта в 1919 году. В 1923 году во дворце нашло пристанище общество инвалидов Губсобеса.
В 1930 году дворец был передан Автодорожному институту. Помещение церкви было использовано как театр, лекционный зал и библиотека. На куполе же вместо креста поместили «символы труда» — наковальню, молот и клещи. В 30-е годы к флигелям пристроили два дополнительных этажа. В 1941 году Автодорожный институт переехал на Курляндскую улицу, и здание вновь изменило назначение — на этот раз в нём разместился Ленинградский институт авиаприборостроения.
В войну комплекс находился близко к линии фронта и пострадал в ходе боевых действий. Архитектор А. Корягин в 1947 году разработал проект реконструкции, который был осуществлён в 1954-1960 годах. В таком виде он и дошёл до наших дней — от замысла Фельета не осталось почти ничего, уникальный образец псевдоготики полностью преобразился. В настоящее время комплекс всё также задействуется институтом авиаприборостроения (ГУАП). Дворец признан памятником федерального значения и является одним из знаковых мест Московского района.
Компания АйБи Девелопмент, входящая в холдинг АйБи ГРУПП, в 2022-2023 гг. оказывала на объектеуслуги технического надзора на объектах культурного наследия.
Читайте также:
История одного объекта: Русский торгово-промышленный банк
История одного объекта: Особняк Гамбса
История одного объекта: Михайловский театр