Существующие границы углового участка по Малой Садовой и Итальянским улицам под №№ 2/27 сформировались в первой половине XIX века.
Первые почти 100 лет своего существования дом принадлежал двум купеческим семьям: сначала купцу Сутугину и его потомкам, а затем был приобретен купцом Яковом Гавриловичем Васильевым. Сын купца Васильева в 1911 году продает дом вместе со всеми постройками и участком Санкт-Петербургскому Благородному собранию.
Благородное собрание ведет историю от Купеческого собрания, созданного в 1782 г. группой лиц, вышедших из состава Бюргер-клуба. В дальнейшем название много раз менялось. Членом собрания мог быть любой представитель общества, «за исключением военных выше полковничьего чина; к гражданским чинам такое исключение не относилось». Клуб в первые годы существования получил среди петербургских обывателей наименование «Американский», вероятно, вследствие того, что в него допускались все сословия, либо что год его основания совпал с годом провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки. Туда приходили провести свободное время: играли в карты, бильярд, танцевали, устраивали обеды или ужины. И.Г. Георги в своих трудах в 1794 г. описал это заведение так: «Оный [клуб] ныне находится в Поггенполевом доме, подле Исаакиевской церкви, и имел в 1793 г. 500 сочленов». Уже в 1792 число членов достигает 550. Доход общества формировался за счет ежегодных членских взносов (16 руб.), доходов от маскарадов и балов (входная плата — 5 руб.). Собрание размещалось в разных зданиях города и часто переезжало. С 1822 собрание располагалось в доме Таирова на Миллионной улице. Число его членов в 1822 сократилось до 314, в 1824 — до 165 человек. С 1824 собрание каждый сезон меняло местонахождение. С 1845 официально именовалось Благородным собранием.
Постепенно финансовые дела улучшались. В 1870-80-х гг. в помещении Благородного собрания проходили литературные вечера с участием И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского.
Архитектурно-художественное решение здания Санкт-Петербургского благородного собрания содержит особенности, формы и мотивы одновременно нескольких стилей: модерна и классицизма. В основе композиции фасадов здания архитектору удалось совместить два противоположных принципа: симметрии и асимметрии.
Вместе с чертежами фасадов и поэтажными планами были обнаружены разрезы здания Благородного собрания, где зафиксирована конструктивная система здания. На главном разрезе большая часть помещений в уровне всех этажей имела сводчатые перекрытия. Самым большим помещением являлся театральный зал в уровне второго этажа с зеркальным сводом. Помимо этого, на этом разрезе были запечатлены оконные проемы северо-восточной части здания, обращенные на небольшой двор. В уровне каждого этажа небольшие квадратные окна образовывали ряд из трех штук.
Продольный разрез позволяет рассмотреть устройство еще нескольких залов на втором этаже: вестибюля и аванзала. Вестибюль был перекрыт зеркальным сводом. Со стороны лестницы была образована трехпролетная аркада с опорой на два пилона.
Японский госпиталь
В годы Первой мировой войны (1914-1918) в здании разместился госпиталь японского отделения Красного креста. Его открытие состоялось 6 декабря 1914 г. Медицинский штат составляли четыре врача, семь сестер милосердия, два фармацевта, заведующий хозяйством и православный священник отец Павел (Акира Морита), являвшийся настоятелем Богоявленской церкви в Токио. Большая часть этой команды имела боевой опыт, поскольку принимала участие в Русско-японской войне (1904-1905).
За это время японские медики смогли выучить русский язык, знание которого впоследствии им пригодилось в Санкт-Петербурге. Свой госпиталь японцы оснастили передовым оборудованием и привезли с собой и все необходимые медикаменты.
Сначала японский госпиталь занимал помещения в уровне четвертого этажа, но вскоре число коек пришлось увеличить. Таким образом, госпиталь занял все здание, кроме театрального зала и комнат при нем (они остались в ведении Благородного собрания). В декабре 1915 г. в помещении малой театральной столовой в уровне второго этажа была устроена временная православная церковь Святого Николая Чудотворца, в которой служил отец Павел.
Вместе с японским персоналом в госпитале трудились русские врачи. Данное сотрудничество продолжалось до апреля 1916 г., когда японская команда покинула Санкт-Петербург. Затем до конца 1917 г. в здании располагался только русский госпиталь. К этому времени прекратило свое существование Благородное собрание.
В 1918-1933 гг. в здании располагался Дворец пролетарской культуры. Данное учреждение занимало только часть помещений. Остальное было отдано другим организациям. Так, в 1923-1924 гг. здесь находилось книгоиздательство «Пролеткульт», затем до 1940 г. в здании расположился кинотеатр «Колосс»: учреждение занимало бывший концертный зал, аванзал и фойе в уровне второго этажа. Вместе с дворцом и кинотеатром ряд помещений занимали: производственный кооператив «Болто-глухарь» (1928), массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения «Ленинградский пролеткульт» (1928), Ленинградское отделение издательства иностранных рабочих в СССР «Вегаар» (1932) и кинотеатр «Межрабпом» (1933)33.
Новая история. Дом радио
В 1933 г. Дворец пролетарской культуры освободил занимаемые помещения. Вместо него разместили Комитет по радиофикации и радиовещанию, который в разговорной речи превратился в Дом Радио. С этого времени началась новая история здания бывшего Благородного собрания. Данное учреждение занимало постройку архитекторов Косяковых вплоть до 2020-х гг. При этом название «Дом Радио» прочно закрепилось за этим зданием.
Значительная перепланировка 1930-х гг. была необходима для нормального функционирования Дома Радио: здесь устраивались специальные студии, радиоаппаратная, которая могла одновременно передавать 10 радиопередач. В годы Великой Отечественной войны «отсюда передачи шли на город», как написала о Доме радио Ольга Берггольц. На улицах появились репродукторы, так называемые черные «тарелки». Ни на один день не прервалось блокадное вещание. Радио было голосом спасения для ленинградцев. «Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны», - писала Ольга Берггольц. Здание неоднократно подвергалось обстрелам. На крыше Дома радио дежурила специальная команда, которая гасила зажигательные бомбы. В один из авианалетов все здание до первого этажа прошила бомба, но она так и не взорвалась. Попадание этой бомбы вызвало разрушение одной из студий, располагавшейся в уровне четвертого этажа.
Вопрос о реставрации Дома Радио возник уже в 1943 году. Исполнительный комитет Ленинградского областного совета депутатов и трудящихся поступил к рассмотрению сметы на ремонт железной кровли, ремонт и установку печей, восстановление помещения в уровне четвертого этажа, пострадавшего от артобстрела, на ремонт водопроводной сети, ремонтные работы оконных переплетов и дверей и устройство гидроизоляции в подвалах Дома Радио.
После окончания войны в здании располагался только Дом Радио. Поэтому была необходима масштабная реконструкция здания с соответствующим приспособлением под современный центр вещания. Для этого необходимо было изменить планировку здания: планировалось устроить новые студии и необходимые для их функционирования технические помещения. Сохранить предполагалось фойе и аванзал в уровне второго этажа. А в бывшем кинозале предусматривалось изменение отделки с учетом создания необходимых акустических характеристик.
Проект реконструкции здания с приспособлением под Дом Радио был подготовлен в 1947 г. ЛЕННИИПРОЕКТом. Реставрация здания началась летом 1948 г. после публикации постановления Совета Министров Союза СССР. Реставрационные работы должно было осуществить Управление строительством Ленгорисполкома под руководством В. Т. Ляскина. Генподрядчиком являлся трест «Ленотделгражданстрой». 15 июня 1958 г. Ленинградский радиодом перешел в ведение Ленинградского комитета по радиовещанию и телевидению.
Некоторые помещения Дома Радио появились после проведения реставрации здания с 1950 по 1954 гг. На втором этаже были устроены главная концертная на 300 мест и большая концертная студии. Главная концертная студия располагалась в помещении театрального зала. Его акустическая обработка была выполнена из перфорированных фанерных конструкций с рыхлым заполнителем, выполненным из асбестового пух-шнура. Потолок на 75 % был обработан также. Большая концертная студия была образована после перепланировки бывшей театральной столовой здания Санкт-Петербургского Благородного собрания. В простенках располагались фанерные полуцилиндрические поверхности. Потолок был подвесным, кессонированным.
Большая часть новых студий появилась на 3 этаже. Здесь расположились однакамерная и четыре речевых студии, студии литдрамблока. Все помещения имели одинаковую акустическую обработку стен: перфорированные фанерные конструкции. Потолок у всех студий был перфорированный. Исключение составляла только главная студия литдрамблока: ее интерьер дополняли колонны и пилястры, потолок был глубоко кессонированным.
Львиная доля перепланировки была сосредоточена на помещениях 3-4 этажей и соответствующих им антресолях. Все советские помещения можно разделить на несколько блоков. В уровне 4 этажа располагался блок «Управление дирекции», состоящий из кабинетов начальника, главного инженера, заместителя начальника, планового отдела и отдела кадров, бухгалтерии, машинописного бюро, технического отдела, спецчасти.
Второй блок помещений назывался «Коммутационно-распределительная аппаратная». Его аппаратная распределения и коммутации соединительных линий располагалась на 3 этаже, аппаратная распределения и коммутации радиовещательных станций – на антресолях 2 и 3 этажей, склад и резервная коммутационно-распределительная аппаратная – в подвале.
Третий блок получил название «Специальная служба Ленинградской дирекции радиосвязи и радиовещания». В его составе числились следующие помещения: первая, вторая и третья аппаратные (все – антресоль четвертого этаж).
Четвертый блок – «Местный технический контроль связи, радиовещания и телевидения» − состоял из центральной аппаратной (третий этаж), кабин №№ 1 (третий этаж), 2-5 (антресоль третьего этажа) и фотолаборатории (антресоль второго этажа).
Пятый блок именовался как «Телевизионный трансляционный пункт». В его составе значились аппаратная и кладовая (обе − третий этаж), измерительная комната и ламповая кладовая (обе − антресоль 1 этажа). Последний блок назывался «Зональная контрольно-наладочная лаборатория». Он состоял из комнат №№ 1 (первый этаж), 2-4 (антресоль четвертого этажа).
Более значительных реконструкций в строительной истории Дома Радио не проводилось. Незначительные перепланировки проводились в 1975 г. в помещениях подвала, первого этажа и антресоли первого этажа.
Читайте также:
История одного объекта. Телеграф на Почтамтской
История одного объекта: Особняк Гамбса
История одного объекта: Русский торгово-промышленный банк